Свой курьер или агрегатор: что выгоднее малому бизнесу в Казахстане

Гибридная модель доставки: почему казахстанские предприниматели выбирают ее.
Казахстанский малый бизнес стоит перед выбором: нанять собственного курьера или пользоваться платформами доставки. Специалисты inDrive посчитали экономику двух моделей, разобрали плюсы, минусы и показали, когда выгоден гибридный подход, передает Finratings.kz
Когда свой курьер выгоднее платформы
В компании отмечают, что еще несколько лет назад доставка воспринималась как дополнительный сервис, приятный бонус для клиента. Теперь – это норма. Не предложил доставку– готовься потерять покупателя. Особенно это чувствуют кафе, аптеки, цветочные магазины и небольшие ритейлеры.
“По данным Бюро нацстатистики, в 2024 году казахстанцы потратили на онлайн-покупки 3,1 трлн тенге — почти 15% всей розничной торговли. Но за каждой такой покупкой встает вопрос: выгоднее содержать своего курьера или подключаться к платформам?”– констатируют эксперты inDrive
Они подсчитали, когда МСБ выгоден свой курьер.
В Алматы и Астане курьеры с личным авто получают в среднем 350–500 тысяч тенге в месяц. При хорошей загрузке (около 600 доставок) себестоимость выходит 580–830 тенге за заказ. Но если объем падает, цифра легко удваивается до 1 400–2 000 тенге.
Фактически, свой курьер оправдан только при стабильных объемах – от 30 заказов в день.
Платформы: платить только за заказ
Агрегаторы работают по принципу «нет заказа – нет расходов». Предприниматель платит только за каждую доставку: от 750 до 2 000 тенге в зависимости от расстояния и времени суток.
“Собственный штат может быть невыгоден при нерегулярных заказах. Платформа позволяет быстро масштабироваться в пиковые дни, например, в праздники», – говорит Али Сагидулаев из inDrive.Курьеры.
Еще один плюс – скорость: в приложении заказ подхватывает ближайший курьер, и товар уезжает через 5–15 минут.
Сравнение двух моделей:
Критерий |
Штатный курьер |
Приложение |
Трекинг заказов |
❌ |
✅ |
Затраты на управление штатом |
✅ |
❌ |
Расходы на подбор и обучение |
✅ |
❌ |
Ограниченность типов транспорта |
✅ |
❌ |
Холостые пробеги |
✅ |
❌ |
Что показывает экономика
- 1–20 заказов в день – только платформа.
- 25–30 заказов в день – зона выбора: считать математику, смотреть географию доставок
- 30+ заказов в день – выгоднее свой курьер, но часто в связке с платформой для пиков .
Гибридная модель становится нормой
Все больше компаний идут по комбинированному пути. Цветочные магазины держат одного-двух курьеров «на базе», а в пиковые дни (8 марта, 14 февраля) подключают агрегаторов. Аптеки используют свой штат для центра города, а доставку в отдаленные районы отдают платформам.
Напомним, что с июля 2025 года курьерский сервис inDrive предлагает компаниям новый "Бизнес-режим".