Миллиарды тенге на ветер: что скрывает система образования Казахстана?

Аудит обнаружил траты на пересмотр учебников и лицензирование.
17 февраля 2025 года в Казахстане были озвучены результаты государственного аудита в сфере среднего образования, которые выявили многомиллиардные потери и неэффективное использование бюджетных средств, передает Finratings.kz со ссылкой на пресс-службу Высшей аудиторской палаты страны.
ВАП опубликовала подробности проверки, которая охватывает период с 2019 года, и показала, как нерациональное планирование и постоянные изменения в образовательной политике влияют на развитие школьного образования.
«Основными проблемами стали неэффективное распределение средств, проблемы с долгосрочным планированием и частая смена государственных программ. Эти факторы приводят к прерывистости в развитии образовательной системы и снижению стабильности в стратегическом управлении. В результате инициативы, начатые несколько лет назад, не имеют продолжения, а образовательная политика оказывается в постоянном поиске новых решений, которые не всегда соответствуют реальным потребностям», – говорится в отчете ведомства.
Председатель ВАП Алихан Смаилов отметил, что несмотря на рост финансирования среднего образования в последние годы, государство не видит должной отдачи от вложенных средств. Проблемы в этой сфере остаются не только в области теории и стратегического планирования, но и в практических аспектах: подготовке и переподготовке кадров, а также внедрении новых образовательных стандартов.
Кроме того, серьезные нарушения были выявлены в системе подготовки учителей.
«Аудит показал, что государственные прогнозы по потребности в педагогах не соответствуют действительности, а методология расчета этих потребностей оставляет желать лучшего. В то же время вопросы пост-курсового сопровождения учителей также не решаются должным образом: учителя после повышения квалификации не получают достаточной поддержки в применении новых знаний в классе», – отмечается в релизе ВАП.
Важной проблемой также стал пересмотр учебников, который происходил слишком часто. За последние пять лет изменения в учебных материалах привели к расходам, которые превысили 16 миллиардов тенге. Это вызвано тем, что 12 раз менялись критерии оценки учебников, что также свидетельствует о слабой системе экспертизы.
Еще одной проблемой, выявленной в ходе аудита, стали школы, которые работают без лицензий – таких образовательных учреждений насчитывается 66, включая государственные. И даже среди лицензированных школ показатель успешной аттестации остается низким: только 18,2% школ прошли аттестацию с первого раза.