Эффективность акимов будут измерять по-новому

Президент Токаев назвал СЭЗ и СПК «черными дырами» и потребовал перезагрузки инвестполитики. Главный инструмент — новый Индекс для оценки акимов.
В последнем обращении к нации Президент дал жесткую оценку инструментам регионального развития и обозначил контуры новой, более прагматичной инвестиционной политики. Разбираемся, что не так со специальными экономическими зонами (СЭЗ) и социально-предпринимательскими корпорациями (СПК), и как новый «индекс привлекательности» должен изменить ситуацию.
Сегодня деловые и правительственные круги Казахстана внимательно анализируют тезисы из недавнего послания Президента Касым-Жомарта Токаева. И если одной из главных тем для всех граждан стала борьба с инфляцией, то для региональных элит и инвесторов ключевым сигналом стал блок, посвященный инвестиционной политике на местах. Президент недвусмысленно дал понять: эпоха неэффективных трат и имитации бурной деятельности подходит к концу. Настало время решительных мер.
Глава государства выделил три ключевых направления для перезагрузки: неработающие специальные экономические зоны, не оправдавшие своего предназначения социально-предпринимательские корпорации и, как итог, необходимость создания прозрачной системы оценки работы акимов через новый индекс инвестиционной привлекательности. Все это — на фоне главной макроэкономической угрозы — высокой инфляции, которая «съедает» любой экономический рост.
СЭЗ и СПК: неэффективные «точки роста»
На бумаге и СЭЗ, и СПК выглядят как идеальные инструменты. Первые — это территории с льготным налоговым и таможенным режимом, призванные стать магнитом для инвесторов. Вторые — региональные институты развития, которые должны «запускать» важные для области проекты и привлекать бизнес.
Однако, как справедливо отметил Президент, «работа большинства из них остается неудовлетворительной». Эти слова — мягкая формулировка для проблем, о которых экспертное сообщество и парламент говорят уже не первый год.
Специальные экономические зоны, на инфраструктуру которых из бюджета и Нацфонда были потрачены сотни миллиардов тенге, зачастую остаются незаполненными. Как отмечали ранее аудиторы и парламентарии, налоговая отдача от некоторых СЭЗ едва покрывает 10% от вложенных государством средств. Ярким примером, который ранее подвергался критике со стороны Сената, стала СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырау, куда было вложено 162 млрд тенге государственных средств, а отдача в виде налогов за семь лет составила лишь 16 млрд тенге, при этом инфраструктура была готова лишь на 17%.
Не лучше ситуация и с социально-предпринимательскими корпорациями. Задуманные как катализаторы региональной экономики, многие из них, по словам Президента, «ограничиваются управлением коммунальным имуществом и реализацией малозначимых проектов». Более того, проверки Антикоррупционной службы и Высшей аудиторской палаты ранее выявляли в деятельности СПК целый шлейф системных проблем: неэффективное использование десятков миллиардов тенге, выделенных на стабилизацию цен на продукты, внеконкурсная раздача земель под проекты, далекие от реальных инвестиций (рестораны, автомойки), и убыточная деятельность на фоне растущих зарплат руководства.
Диагноз поставлен верно: вместо того чтобы быть проводниками инвестиций, эти структуры зачастую превращаются в непрозрачные «черные дыры» для бюджетных средств и лишних посредников между государством и реальным бизнесом.
Новый KPI для акимов: Индекс инвестиционной привлекательности
Как заставить региональные власти работать по-новому? Президент предложил прагматичный и давно назревший механизм — внедрение индекса инвестиционной привлекательности регионов.
Эта задача поручена Агентству по стратегическому планированию и реформам. Идея состоит в том, чтобы создать прозрачную и объективную систему оценки, которая покажет, в каком регионе инвестору (как иностранному, так и местному) действительно комфортно работать. Такой индекс, вероятно, будет учитывать десятки параметров: от скорости и простоты получения разрешений и подключения к сетям до качества инфраструктуры, доступности квалифицированных кадров и эффективности работы местных властей.
Ключевой момент в поручении — «закрепление прямой ответственности всех акимов». Это означает, что позиция региона в этом рейтинге станет одним из главных показателей эффективности (KPI) его руководителя. Аким больше не сможет отчитываться общими цифрами, если в его области бизнес сталкивается с бюрократией, а СЭЗ пустуют. Привлечение к этой работе независимых экспертов, на чем также акцентировал внимание Глава государства, должно обеспечить объективность оценки.
Макроэкономический «заколдованный круг»
Однако даже самые эффективные реформы на местах могут разбиться о главную проблему — макроэкономическую нестабильность. Президент прямо назвал ее «главной проблемой», которая «съедает» доходы населения и рост экономики. Высокая инфляция делает долгосрочное планирование практически невозможным, повышает стоимость кредитов и отпугивает качественных инвесторов, ищущих предсказуемую среду.
Призыв «вырваться из этого макроэкономического заколдованного круга» и готовность к «непопулярным мерам» — это сигнал о том, что Правительство и Национальный банк должны действовать более решительно и слаженно. Слова о том, что «сейчас не время заниматься перетягиванием каната», — это прямое указание на необходимость единой, скоординированной политики. Для инвесторов это самый важный сигнал: руководство страны осознает, что без обуздания инфляции и обеспечения стабильности тенге любые усилия по улучшению инвестиционного климата будут тщетны.
В сухом остатке поручения Президента формируют четкую дорожную карту: расчистить неэффективные структуры (СЭЗ и СПК), создать прозрачную систему мотивации и ответственности для местных властей (индекс) и обеспечить стабильный макроэкономический фундамент. Для инвесторов это сигнал надежды на то, что правила игры в регионах станут более понятными, а экономическая среда в целом — более предсказуемой.