Не только Kaspi: в Казахстане запустили единый QR. Что изменится?

Национальный Банк Республики Казахстан объявил о запуске сервиса межбанковских QR-платежей. Это важное нововведение, которое должно разрушить «стены» между банковскими экосистемами и сделать безналичную оплату еще удобнее для всех казахстанцев.
Теперь клиенты банков-участников смогут оплачивать товары и услуги своим мобильным приложением, даже если QR-код в магазине предоставлен другим банком.
Как это работает на практике?
Представьте, что вы клиент Home Credit Bank, а в магазине стоит POS-терминал, который генерирует QR-код от Банка ЦентрКредит. Раньше для оплаты вам, скорее всего, понадобилась бы карта. Теперь достаточно:
- Открыть мобильное приложение своего банка (например, Home.kz).
- Отсканировать QR-код на терминале другого банка (например, BCC).
- Подтвердить оплату.
Деньги спишутся с вашего счета и поступят продавцу, даже если ваши банки — разные.
Официальная позиция Национального Банка
В своем сообщении регулятор подчеркнул, что главная цель — расширение конкуренции и повышение удобства для потребителей.
«Внедрение сервиса расширяет платежные услуги банков, предоставляя возможность клиентам принимать и осуществлять межбанковские QR-платежи в пользу любого банка», — говорится в официальном заявлении.
По мнению Нацбанка, это позволит повысить уровень взаимодействия между финансовыми институтами и расширить доступность платежных сервисов.
Кто уже участвует и кто следующий?
Начиная с 30 сентября 2025 года сервис доступен клиентам трех банков-первопроходцев:
- АО «Банк ЦентрКредит»
- АО «Home Credit Bank»
- АО «Freedom Bank»
«Национальный Банк продолжает работу по поэтапному подключению остальных участников финансового рынка. Новая услуга появится в мобильных приложениях других банков по мере адаптации внутренних процессов», — заверили в НБРК.
Что это меняет для рынка?
До сих пор рынок QR-платежей был сильно фрагментирован: каждый крупный банк развивал свою закрытую экосистему. Это вынуждало предпринимателей держать несколько POS-терминалов, а клиентов — искать «правильный» QR-код.
Новый сервис, реализованный на базе Национальной платежной корпорации, должен сломать эти барьеры. В долгосрочной перспективе это означает:
- Для потребителей: больше свободы. Не нужно думать, совместимо ли ваше приложение с терминалом в магазине.
- Для бизнеса: меньше затрат. Потенциально можно будет обойтись одним терминалом для приема платежей от клиентов разных банков.
- Для рынка: усиление конкуренции. Банкам придется бороться за клиента не «закрытостью» своей системы, а качеством услуг и выгодными условиями.