В Казахстане хотят поднять стоимость проезда в автобусах до 500 тенге

Эксперт предложил поднять проезд в Астане и Алматы до 500 тенге.
В Казахстане предложили установить рыночную стоимость проезда в автобусах на уровне 500 тенге. Автор идеи — эксперт нефтегазового рынка Олжас Байдильдинов, передает Finratings.kz.
Байдильдинов: проезд должен стоить 500 тенге
Эксперт нефтегазового рынка и бывший член общественного совета Министерства энергетики РК Олжас Байдильдинов предложил повысить стоимость проезда в общественном транспорте Астаны и Алматы до 500 тенге.
По его словам, ранее на сессиях маслихата уже называли безубыточный тариф в 450 тенге. Он напомнил, что в 2024 году только в Алматы на субсидии автобусных перевозок выделили около $200 млн, однако качество обслуживания не улучшилось.
«Проезд в Астане и Алматы должен стоить 500 тенге. Только в Алматы в прошлом году на субсидии автобусных перевозок выделили ~$200 млн. Вы видите качество?» — написал Байдильдинов в своем Telegram-канале.
Проблема субсидий и непрозрачности
Эксперт отметил, что аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах страны. Так, в Петропавловске безубыточная стоимость проезда составляет 345 тенге, но пассажиры платят 100 тенге по карте и 170 тенге наличными. Разницу должны компенсировать государственные субсидии, однако перевозчики заявляют, что не получают около 1,7 млрд тенге.
Байдильдинов считает действующую систему субсидирования непрозрачной и коррупциогенной, а также не способствующей повышению качества услуг.
«Госсубсидии в этой сфере непрозрачны, коррупциогенны по своей природе и не несут какого-либо качества для пользователей. Необходимы рыночные цены и прозрачная конкуренция», — подчеркнул эксперт.
Отмена субсидий и переход к рынку
По мнению Байдильдинова, следует отказаться от дотаций автобусным паркам и позволить рынку самостоятельно регулировать тарифы. Он также предложил внедрить дифференцированные тарифы в зависимости от расстояния поездки.
«Не вижу логики, когда пассажир, проезжающий три остановки, платит столько же, сколько тот, кто едет полтора часа. Надо убрать нерыночные и непрозрачные субсидии, отпустив цены в рынок», — заявил он.
Сегодня стоимость проезда в Астане составляет 110 тенге, оплата наличными не принимается — только по QR, банковской или транспортной карте CTS. В Алматы проезд стоит 120 тенге, а в Караганде с октября тарифы составляют 120 тенге безналом и 250 тенге наличными.