500 тенге за проезд: в правительстве ответили на заявление эксперта

После предложения повысить стоимость проезда в общественном транспорте в Казахстане вице-министры заявили, что о росте цен речи не идет. В правительстве пообещали сохранить доступный транспорт и проверить прозрачность субсидий.
После резонансного заявления казахстанского эксперта Олжаса Байдильдинова о том, что билет в общественном транспорте должен стоить 500 тенге, вице-министры экономики и финансов были вынуждены выступить с разъяснениями,передает Finratings.kz.
На брифинге в правительстве Азамат Амрин, вице-министр нацэкономики, объяснил, что повышение тарифов– это не политическое решение, а коммерческое.
«Если растет цена на бензин или обслуживание, перевозчики могут пересматривать стоимость. Это рыночная логика, но не значит, что кто-то собирается поднимать проезд до 500 тенге», – сказал он.
Ержан Биржанов, вице-министр финансов, подчеркнул, что никакого резкого скачка цен не будет.
«Общественный транспорт – это социальная услуга. Государство не допустит ситуации, когда людям станет не по карману ездить на работу», – заверил он.
Поводом для шума стало высказывание эксперта Олжаса Байдильдинова. Он заявил, что нынешние тарифы занижены, а субсидии, которыми покрывают убытки транспортных компаний, «непрозрачны и создают почву для коррупции».
По его мнению, если убрать господдержку и дать рынку свободу, проезд должен стоить около 500 тенге.
Эта идея вызвала бурную реакцию. В соцсетях люди не скрывали своего возмущения.
В Минэнерго тем временем уточнили, что Байдильдинов не связан с ведомством, как утверждали некоторые СМИ.
«Он высказался как частное лицо. Цены на проезд формируют акиматы, это не наша компетенция», – сообщили в министерстве.
Сейчас проезд в автобусах Алматы и Астаны стоит 110–120 тенге. При этом перевозчики жалуются на рост цен на топливо, ремонт и запчасти. Власти же настаивают, что любые изменения должны проходить с учетом интересов населения.
Стоит отметить, что тема транспорта всегда болезненная. Для одних автобус – единственный способ добраться до работы, для других – бизнес, где каждая копейка на счету.
«Спор о тарифах в транспорте – не случайный. Он показывает, в каком напряжении сейчас находится экономика. Цены растут, бизнесу становится все дороже работать, а доходы людей почти не меняются. Поэтому каждое слово о повышении стоимости, даже гипотетическое, вызывает резонанс»,– считает эксперт Finratings.kz Геннадий Савицкий.
По его словам, власть балансирует между реальной себестоимостью услуг и социальной справедливостью.
«Если цены отпустить, то рынок рухнет в неравенство. Если удерживать – придется компенсировать разницу из бюджета. И в этой дилемме Казахстан пока выбирает второе – стабильность, пусть и ценой новых субсидий», – отмечает аналитик.
Материалы по теме: