Что происходит с программой переработки авто в Казахстане.
Несмотря на то, что казахстанцы и бизнес продолжают исправно платить утильсбор, реальная утилизация старых автомобилей в стране так и не началась. Приём автохлама у населения планировали запустить ещё в декабре 2024 года, вместе с программой скидочных сертификатов на покупку новых машин. Однако спустя почти год система так и не заработала, передает Finratings.kz со ссылкой на Kolesa.kz.
Как сообщили в Министерстве экологии, оператор программы — АО «Жасыл даму» — получил всего три заявки от предпринимателей, желающих заниматься переработкой автомобилей и сельхозтехники. Но все они были отклонены — компании не предоставили полный пакет необходимых документов.
Ведомство отмечает, что процесс поиска переработчиков продолжается. Однако бизнес, судя по всему, не спешит заходить в эту сферу: переработка авто требует крупных инвестиций, чётких стандартов и понятного рынка сбыта вторсырья.
Стоимость сертификатов на покупку новых авто до сих пор не утверждена. Минэкологии заявляет: для расчёта цен необходимо получить от Министерства промышленности план выпуска экологичных автомобилей. Но таких данных нет ни на 2025, ни на 2026 год.
Это означает, что программа фактически заблокирована — без ценников сертификатов и без работающих переработчиков запустить приём старых машин невозможно.
Скорее всего, приём авто на утилизацию не начнётся и в 2025 году. А сроки запуска в 2026-м остаются под вопросом.
в 2024 году утильсбор заплатили за 328 978 единиц техники;
поступления составили 269,6 млрд тенге;
из них 122,7 млрд тенге были направлены на поддержку автосборочных предприятий — на выпуск 139 444 автомобилей и сельхозмашин.
По сути, деньги, которые собирали под предлогом утилизации, уже тратятся, а вот сама утилизация — не запущена.