Транзит через Казахстан подешевеет - РЖД продлила скидки на грузы и контейнеры
Скидки до 50% будут действовать на перевозки через Казахстан по коридору «Север–Юг». Дешевле станут контейнеры, металл и зерно - вплоть до 2030 года.
Российские железные дороги продлили сразу несколько тарифных льгот на грузовые перевозки по международному коридору «Север–Юг», который соединяет Россию, Казахстан, Туркмению и Иран, передает Finratings.kz со ссылкой на РЖД.
Для Казахстана это решение – возможность укрепить статус ключевого транзитного узла и привлечь новых экспортеров, особенно в условиях растущего спроса на сухопутные маршруты между Азией и Ближним Востоком.
Скидки, которые сохранят бизнесу миллионы
С 2026 года РЖД продлевает 20-процентную скидку на экспортно-импортные контейнерные перевозки, проходящие через российско-казахстанские пограничные переходы. Но действует она не для всех – льготу получат только те грузы, которые проследуют дальше по восточному маршруту коридора «Север–Юг» через переход Болашак – Серхетяка (Казахстан–Туркмения).
Для железнодорожных компаний и логистических операторов это означает прямую экономию на каждом контейнере, проходящем через Казахстан, а для страны – дополнительные объемы транзита и доходы от инфраструктуры.
Металл и зерно тоже подешевеют в пути
Второе тарифное решение касается промышленности – скидка в 50% на перевозку черных металлов в вагонах сохранится при следовании через казахстанские пограничные станции и далее – через Сарахс или Акяйла на территории Туркменистана.
Этот маршрут активно используется для поставок металлопродукции в Иран и Южную Азию, и льгота поможет сохранить конкурентоспособность экспортеров в условиях высоких издержек.
Также продлена скидка 8,9% на перевозку зерновых и зернобобовых культур по восточной ветке коридора в направлении Ирана. Для аграриев это особенно важно – доставка станет дешевле не только для крупных трейдеров, но и для кооперативов, работающих на экспорт.
Как уточнили в РЖД, льгота на перевозку зерна установлена до конца 2030 года, что делает ее одной из самых долгосрочных тарифных мер в сфере железнодорожных перевозок.
Казахстан укрепляет позиции на карте Евразии
Маршрут «Север–Юг» считается одной из ключевых транспортных артерий Евразии. Он соединяет порты России и Ирана, проходя через Казахстан и Туркмению, а далее – к Персидскому заливу.
Для Казахстана участие в проекте открывает новые экспортные возможности – в Иран, Индию и арабские страны, и позволяет увеличить транзитные доходы.
Эксперты отмечают, что восточная ветка через Болашак и Серхетяка постепенно становится альтернативой морским маршрутам, которые подорожали из-за глобальной нестабильности и логистических ограничений.
Что это значит для бизнеса
Решение РЖД о продлении льгот делает перевозки через Казахстан наиболее выгодным направлением по сравнению с западными маршрутами.
Это особенно актуально для компаний, работающих с продовольствием и сырьем:
- металлургов – из-за высокой себестоимости продукции,
- аграриев – из-за роста цен на логистику,
- экспортеров – стремящихся найти устойчивые маршруты без морских рисков.
Кратко:
С 2026 года Казахстан сохранит особые условия на железнодорожные перевозки:
- −20% на контейнерные грузы,
- −50% на металл,
- −8,9% на зерновые до 2030 года.
Читайте также: