Не шопинг, а стратегия: зачем Казахстан заключил контракты в США
Большая часть соглашений связана с локализацией производства и развитием отраслей внутри Казахстана.
После визита Президента Казахстана в Вашингтон в соцсетях и части медиа появилось бурное обсуждение: якобы страна «увезла» в США $17 млрд и «ничего не получила взамен». Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев считает, что при внимательном рассмотрении большая часть этих средств представляет собой инвестиции, закупки с локализацией производства и сделки, направленные на развитие отраслей внутри Казахстана, отмечают экономисты, передает Finratings.kz.
Что именно включают озвученные суммы:
-
$2,5 млрд — сотрудничество с John Deere.
Речь идёт о расширении поставок и сервисного обслуживания сельхозтехники. При этом производство уже локализовано в Казахстане, поэтому значительная часть средств возвращается в виде зарплат, налогов и новых рабочих мест в агросекторе. -
$1,1 млрд — развитие вольфрамовых месторождений.
Это прямые иностранные инвестиции в горнодобывающую отрасль — приток капитала в Казахстан. -
$1,6 млрд — сделка КТЖ и Citibank на закупку локомотивов Wabtec.
Их производство также частично локализовано, что означает, что деньги реинвестируются обратно в экономику Казахстана. -
$7 млрд — лизинговые контракты Air Astana и других перевозчиков на покупку самолётов Boeing.
Самолёты — это не разовая покупка, а инструмент увеличения пассажиропотока, экспорта услуг и доходов отрасли.
Кроме того, поставки осуществляются по лизинговой схеме — при неэффективности парк можно вернуть без финансового ущерба.
Экономисты подчёркивают, речь не идёт о «потере» $17 млрд, а об обновлении инфраструктуры, поддержке производственных цепочек и привлечении технологий в Казахстан.
«Желание некоторых медиа подать инвестиционные соглашения как «отток денег» создаёт ложное восприятие. Локализация производства, развитие вольфрамовых проектов и обновление авиапарка — это вложения в рост экономики», — отмечает Андрей Чеботарев.
Таким образом, заключённые соглашения не выводят капитал из страны, а работают на развитие сельского хозяйства, промышленности, логистики и авиаперевозок. В условиях глобальной конкуренции за инвестиции такие контракты позволяют Казахстану укреплять позиции на рынках и обновлять производственные мощности.