Алматинский пенсионер отдал мошенникам 67 млн тенге, поверив в "террористическую атаку"

Злоумышленники представились сотрудниками силовых органов и убедили мужчину, что его банковские счета якобы используются террористами.
В Алматы 82-летний пенсионер стал жертвой телефонных мошенников, потеряв 67 миллионов тенге, передает Finratings.kz.
Злоумышленники представились сотрудниками силовых органов и убедили мужчину, что его банковские счета якобы используются террористами. В результате пожилой человек в течение короткого времени совершил 14 банковских переводов, передав крупную сумму аферистам.
О произошедшем сообщила Генеральная прокуратура Казахстана, отметив, что подобные схемы мошенничества становятся все более распространенными. По данным ведомства, только в прошлом году тысячи казахстанцев пострадали от киберпреступников, которые активно используют современные IT-технологии и психологическое давление, чтобы выманивать деньги у доверчивых граждан.
Вопросы борьбы с интернет-мошенничеством были вынесены на заседание Координационного совета РК по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Его провел генеральный прокурор Берик Асылов. Одним из ключевых обсуждаемых вопросов стала проблема оформления банковских счетов и микрозаймов на умерших граждан или на иностранцев, которые никогда не посещали Казахстан.
Так, в Актюбинской области выявлен случай, когда микрофинансовые организации "Кредит 365 Казахстан" и "Авто Сыйлык" оформили микрозайм на человека, скончавшегося еще в июле 2023 года. Это свидетельствует о серьезных нарушениях в финансовой системе и отсутствии должного контроля при оформлении кредитов.
В связи с ростом числа таких преступлений депутаты инициировали поправки в законодательство, направленные на ужесточение ответственности финансовых организаций, операторов связи и так называемых "дропов" — лиц, предоставляющих мошенникам доступ к своим банковским картам.
Кроме того, по поручению Генеральной прокуратуры с декабря 2024 года начато 71 уголовное дело в отношении сотрудников финансовых организаций и операторов связи, чья халатность или преступное содействие помогли мошенникам обмануть граждан. Пока неизвестно, о каких именно компаниях идет речь и какие должности занимали задержанные.
Одним из примеров является дело в Западно-Казахстанской области, где двое работников банка второго уровня незаконно оформили счета на гражданина Украины, который никогда не въезжал в Казахстан. Именно на эти счета потерпевшие переводили свои деньги, в результате чего общий ущерб составил 1 миллион тенге. Банковские сотрудники теперь проходят по делу о злоупотреблении полномочиями (ст. 250 УК РК).
Еще одной серьезной проблемой стало массовое оформление мошеннических SIM-карт. В отношении сотрудников и дистрибьюторов операторов мобильной связи "Beeline" и Tele2 возбуждено четыре уголовных дела по статьям 211 (Неправомерное распространение персональных данных) и 254 (Недобросовестное отношение к обязанностям) Уголовного кодекса РК.
По данным следствия, подозреваемые зарегистрировали тысячи SIM-карт на подставных лиц, которые затем использовались преступниками для обмана казахстанцев. Только в 2024 году было зафиксировано более 8 тысяч звонков от мошенников, выдававших себя за сотрудников банков, правоохранительных органов, операторов связи и даже за родственников жертв.
Власти Казахстана призывают граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки аферистов. В случае получения подозрительных звонков, особенно с требованиями перевести деньги или предоставить личные данные, необходимо немедленно обращаться в правоохранительные органы.