Льготные электрокары ушли из Казахстана: бюджет потерял 30 млрд
11 000 электромобилей, ввезенных в РК по льготной квоте для физлиц, были перепроданы в другие страны. Потери бюджета превысили 30 млрд тенге.
Массовый "серый" реэкспорт электромобилей, ввезенных в Казахстан по льготной квоте, привел к потере более 30 млрд тенге для бюджета. "Предприниматели" использовали квоту, предназначенную для личного пользования граждан, для беспошлинного ввоза тысяч машин и их последующей перепродажи в третьи страны.
Об этом в эфире Business FM заявила глава «Қазақстанның Автокөлік Одағы» (ҚАО) Анар Макашева.
Как работала "серая" схема
В рамках ЕАЭС в Казахстане была введена квота на беспошлинный ввоз электромобилей, предназначенная исключительно для физических лиц. Однако, по словам Анар Макашевой, эту лазейку использовали недобросовестные предприниматели, что создало нерыночные условия.
«Льготы для частных лиц вводили в рамках ЕАЭС, единого Евразийского экономического пространства. Льгота предназначалась для покупки электромобилей физическими лицами – гражданами Республики Казахстан», – подчеркнула Анар Макашева
По словам главы ҚАО, некоторые предприниматели, используя эту квоту, привозили сотнями электромобили и не платили НДС. При этом официальные дистрибьюторы брендов электромобилей в Казахстане все это время платили НДС. Что привело к дисбалансу в цене между официальными и «серыми» дилерами в размере НДС, а квота быстро исчерпалась.
Кроме того, официальный бизнес не только платит все налоги, но и инвестирует в дилерскую сеть, строит автоцентры с соблюдением стандартов бренда, создает рабочие места, дает гарантию на автомобили.
11 000 машин "испарились": цифры и потери
Глава ҚАО привела расчеты, доказывающие факт реэкспорта.
- На начало 2025 года в Казахстане было зарегистрировано 12 000 электромобилей.
- По квоте к настоящему времени ввезли 15 000 электромобилей.
- Ожидаемый парк: 12 000 + 15 000 = 27 000 машин.
- Фактический парк (на 1 октября 2025): Всего 16 000 машин.
«Значит, 11 000 электромобилей были вывезены из Казахстана», — констатирует Макашева. — «Потери бюджета РК из-за реэкспорта... составили существенную сумму – более 30 млрд тенге».
"Государство пытаются продавить": мнение экспертов
По словам экспертов, сейчас "предприниматели", чьи машины застряли на границе после исчерпания квоты, пытаются оказать информационное давление на правительство.
Директор Агентства мониторинга автомобильного рынка Артур Мискарян отметил, что это повторяющаяся в Казахстане история, когда льготами, предназначенными для граждан, пытаются воспользоваться в промышленных масштабах для извлечения "extra money". Он призвал регулятора занять решительную позицию и следить за соблюдением установленных правил.
Предложение по утильсбору: перейти на взаимозачет
В ходе эфира также обсудили тему утильсбора. «Қазақстанның Автокөлік Одағы» предлагает Правительству Казахстана изменить схему работы автопроизводителей с «Жасыл даму».
«Сейчас схема работы такая: автопроизводители оплачивают стоимость утильсбора дочерней компании Министерства экологии и природных ресурсов АО «Жасыл даму». Затем «Жасыл даму» возвращает эту сумму автопроизводителям. И в цене автомобилей отечественного производства «не сидит» утильсбор, то есть для потребителей при покупке автомобилей казахстанского производства утильсбор не включается в цену» - объяснила Анар Макашева
Чтобы избежать двоякого толкования этой схемы в будущем, ҚАО предлагает Правительству отойти от системы "оплат и возвратов" и перейти на систему взаимозачета для казахстанского автопрома.
Резюме по ситуации с квотами на электрокары
- Бюджет потерял деньги. 30 млрд тенге — это существенная сумма, которая не поступила в казну из-за плохо администрируемой льготы и "серого" реэкспорта.
- Квота закончилась из-за "бизнесменов". Обычные казахстанцы, которые действительно хотели купить электромобиль для себя, лишились этой возможности раньше срока, так как квоту быстро выбрали "серые" дилеры для перепродажи.
- Официальный бизнес в проигрыше. Официальные дилеры, которые платят НДС, строят сервис-центры и дают гарантию, оказались в невыгодном положении по сравнению с "серыми" импортерами.
Материал носит информационный характер и не является индивидуальной финансовой или юридической рекомендацией.