$ 521.01  603.43  6.42

Автолизинговый хаос в Казахстане: изменит ли ситуацию новая программа

Жанна Амирова
Эксперт, редактор Finratings.kz
Автолизинговый хаос в Казахстане: изменит ли ситуацию новая программа
Фотоколлаж: Finratings.kz

В РК с декабря запускается новая программа автолизинга для физических лиц. Ее появление может стать поворотным моментом для рынка, который много лет оставался нестабильным и ориентированным почти исключительно на корпоративный сектор.

Казахстанцам впервые предлагают доступный механизм лизинга легковых автомобилей, который раньше фактически оставался за рамками массового спроса. Формально физлица могли оформить лизинг и раньше, но высокие ставки, жесткие требования и сложные процедуры делали такую возможность практической фикцией. Теперь государственный фокус смещается на население. Программа впервые создает условия, при которых лизинг может стать альтернативой кредиту для широкого круга людей, передает Finratings.kz со ссылкой на finprom.kz.

Почему рынок был нестабильным

Официальная статистика показывает, что рынок автолизинга в Казахстане менялся резко и хаотично.

  • 2018 год – 4,5 млрд тг
  • 2019 год – 1,6 млрд тг
  • 2020 год – скачок до 11,2 млрд тг
  • 2024 год – спад до 1,1 млрд тг

Колебания наблюдались и в сельском секторе: от 13% в 2018 году до почти нулевой доли в 2020-м и резкого роста до 15,5% в 2024-м.

Такая динамика показывает, что устойчивого спроса на автолизинг у граждан не было – рынок развивался волнообразно, реагируя на разовые проекты и корпоративные закупки.

Что происходило с участием физлиц

На протяжении многих лет физлица занимали минимальную роль:

  • 2018–2019 годы – менее 2% от общего объема
  • 2020–2021 годы – резкий рост до 23–27,7%
  • 2022–2024 годы – снова снижение до 2–3%

Причем в некоторые годы все сделки приходились исключительно на сельские районы, в другие – только на города. Это подчеркивает отсутствие системы и понятной модели спроса.

В январе–июне 2025 года наблюдалось частичное восстановление: объем услуг, оказанных за счет населения, вырос до 84,9 млн тг, но доля сельской местности практически исчезла.

Почему программа важна

Запуск новой программы может стать точкой стабилизации сектора.

  • Она открывает рынок для граждан, а не только для бизнеса.
  • Делает лизинг более доступным финансово.
  • Может обновить устаревший автопарк в регионах, особенно там, где доля автомобилей старше 20 лет очень высока.
  • Позволяет выровнять спрос и снизить зависимость от корпоративных закупок.

Если программа сработает, рынок впервые сможет перейти к более предсказуемому развитию.

Перспективы для регионов

Сельские районы могут стать одним из главных бенефициаров. 

“Во многих областях легковой автопарк устарел, а доступ к финансовым инструментам ограничен. Если лизинговые компании подключат региональные офисы и упростят оформление, новый инструмент может стать реальным способом обновления автопарка в районах”, – отмечают аналитики.

Напомним, в Казахстане готовят законопроект о лизинге для физических лиц.

Поправки уже вступили в силу, однако правила оказались «пустыми» – типовой договор убрали, а условия и проценты теперь должны разработать заново.

Читайте также: 

Allur Finance и Halyk Leasing: Новый Взгляд на Автолизинг для Бизнеса в Казахстане

В Казахстане лизинг становится мощным инструментом для МСБ

Ваша реакция

👍 0
😆 0
👎 0
🤯 0
😢 0
😡 0

Новости партнеров

×
$ 521.01  603.43  6.42