Банки осторожничают с автокредитами - глава Евразийского банка
Ляззат Сатиева заявила, что автокредитование становится рискованным сегментом: банк снижает объемы выдачи и внимательно оценивает заемщиков. Нацбанк подтверждает рост проблемных кредитов и предупреждает о перегреве рынка.
Рынок автокредитования в Казахстане продолжает стремительно расти, но внутри банковского сектора все чаще звучит слово «осторожность». Глава Евразийского банка Ляззат Сатиева рассказала, что бурный спрос на автомобили, резкие скачки цен и изменения в структуре покупок заставляют банкиров внимательнее смотреть на качество займов, а не только на объемы выдачи, передает Finratings.kz со ссылкой на телеграм-канал “Ручная экономика”.
По словам Сатиевой, Евразийский банк еще несколько кварталов назад начал сокращать долю автокредитов в своем портфеле. Формально банк остается одним из лидеров на рынке, но делает это уже без прежней агрессии.
«Мы действительно сильный игрок на рынке автокредитования, но сейчас двигаемся аккуратно. Объемы выдачи уже снижены, и мы внимательно отслеживаем, как меняется поведение клиентов», – сказала она.
Что происходит с китайскими авто
Отдельный вопрос – стремительное увеличение продаж китайских автомобилей. Сатиева признала, что к официальным дистрибьюторам вопросов у банков не возникает: сервис есть, гарантия есть, риски понятны.
Но проблемы начинаются там, где машины попадают в Казахстан в обход официальных каналов.
«Если автомобиль ввезен в серую и у него нет сервисной поддержки, банк вправе задуматься, можно ли кредитовать такую покупку. Вопросы могут возникнуть», — отметила глава Евразийского банка.
Почему риск – это не только про машину
Собеседница одчеркнула, что при выдаче автокредитов важно смотреть не столько на модель автомобиля, сколько на самого заемщика.
«Мы оцениваем не железо, а человека. Главное – способен ли он обслуживать кредит и действительно ли настроен его погасить. Залоговая стоимость может упасть — это нормально. Но если заемщик ответственно подходит к своим обязательствам, проблем обычно не возникает», – добавила Ляззат Сатиева.
Что говорят в Нацбанке
Осторожность банков не случайна. По данным Национального банка, риски в автокредитовании заметно выросли. В 2024 году объем проблемных займов стадии 3 достиг исторического максимума – 179,7 млрд тенге, а их доля увеличилась до 6,4%.
Особенно быстро ухудшается качество кредитов, выданных в 2021–2023 годах – именно на период бурного роста спроса на автомобили.
Регулятор предупреждает: послабления по коэффициенту долговой нагрузки (КДН), которые поддерживали автокредитный бум, могут привести к перегреву рынка. Тем более что общий портфель автокредитов только за прошлый год вырос на 53,8%, достигнув 2,8 трлн тенге, а доля в розничном портфеле поднялась до 13,7%.
По сути, рынок растет быстрее, чем доходы населения, и банки вынуждены подстраиваться под новые риски.
Напомним, в Казахстане с декабря 2025 года запускается новая программа автолизинга для физических лиц. Ее появление может стать поворотным моментом для рынка, который много лет оставался нестабильным и ориентированным почти исключительно на корпоративный сектор.