Авиабилеты снова дорожают: кто наживается на перелётах казахстанцев
Цены выросли до 44%, сервис не изменился, а антимонопольщики уже проверяют рынок.
Стоимость перелётов в Казахстане стремительно растёт. По данным статистики, индекс цен на авиаперевозки в октябре достиг 123,5% — это самый высокий показатель за последние 12 месяцев, передает Finratings.kz со ссылкой на Almaty.tv.
В большинстве регионов рост составил около 20%. Но на западе страны ситуация критичнее: Атырауская область — +44%, Мангистауская область — +44%. Единственный регион, где перелёты подешевели, — Абайская область (–7,5%). При этом пассажиры отмечают: сервис не улучшился.
Авиакомпании избегают прямого признания повышения, упирая на «обновление парка» и «развитие сервиса». Однако ранее вице-премьер Роман Скляр уже предупреждал: билеты могут подорожать из-за: роста НДС, удорожания авиатоплива и подорожания запчастей и самих самолётов.
Эксперты считают, что проблема — глубже.
«На мой взгляд, налицо неэффективность управления авиаотраслью», — заявила директор Public Policy Research Center Меруерт Махмутова.
По её словам, Казахстан покрывает внутренний спрос на авиатопливо лишь на 65%, а часть внутренних рейсов получают сомнительные субсидии. Например, маршрут Астана — Петропавловск ежегодно субсидируется на сотни миллиардов тенге, несмотря на близкое расстояние и наличие поездов.
Между тем, президент поручил окончательно решить вопрос с авиатопливом, в том числе нарастить производство в стране и диверсифицировать импорт.
Подорожание не отпугнуло пассажиров. С января по октябрь 2025 года услугами авиакомпаний воспользовались 13 млн человек. Доходы отрасли превысили 750 млрд тенге, что на 9% больше, чем годом ранее. Рост особенно заметен на внутренних рейсах — +23%. Международные показывают более скромный прирост — +11%.
Цены на авиабилеты внутри страны уже не раз становились поводом для разбирательств. В конце прошлого года АЗРК выявило нарушения у одной из авиакомпаний — она завышала стоимость за счёт скрытых доплат. Сейчас ведомство проводит новый анализ всего рынка внутренних авиаперевозок. Результаты пока не опубликованы.