$ 514.74  599.36  6.71

Магазины у дома возмущены новым списком СЗПТ

Жанна Амирова
Эксперт, редактор Finratings.kz
Магазины у дома возмущены новым списком СЗПТ
Фото: freepik.com

Цены на 33 товара под контролем: предприниматели предупреждают о массовых закрытиях магазинов.

Проект расширения перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) до 33 позиций вызвал резкое неприятие у владельцев магазинов у дома. Мелкая розница заявляет: новые правила не оставят бизнесу шансов на прибыль, а часть торговых точек может закрыться, передает Finratings.kz.

Проекта приказа по расширению перечня СЗПТ был опубликован на сайте "Открытые НПА". Под документам развернулась бурная дискуссия.

Почему бизнес считает инициативу угрозой

По действующим нормам торговая надбавка на СЗПТ не должна превышать 15%. Если список увеличится почти вдвое, ограничение распространится на большую часть ассортимента – именно на те товары, за счет которых небольшие магазины покрывают свои растущие расходы.

Предприниматели подчеркивают, что у них нет возможностей, которыми располагают крупные сети:

  • скидки за объемы закупа,
  • льготные кредиты,
  • субсидии,
  • гибкие условия от поставщиков.

Поэтому результат для малого бизнеса, как считают владельцы магазинов, очевиден – снижение маржи до уровня, при котором торговля перестает быть рентабельной.

Нагрузка на бизнес уже выросла

Владельцы магазинов у дома приводят конкретные расчеты. Их экономика сейчас выглядит так:

  1. зарплаты продавцов – около 5% оборота;
  2. единый налог – 2–3%;
  3. коммунальные платежи – до 200 тыс. тенге в месяц, что вдвое выше уровня начала года;
  4. обязательные расходы на электропитание холодильников и морозильных витрин;
  5. комиссии по Kaspi Red и другим платежным сервисам.
  6. Даже при нынешнем списке СЗПТ ряд магазинов работает на грани окупаемости. При расширении перечня 15-процентная наценка лишит предпринимателей возможности покрывать операционные расходы.

Сомнения вызывает и содержание проекта.

Предприниматели отмечают, что сам перечень составлен небрежно. Так, в нем одновременно указаны «части кур» и просто «куры» как отдельные категории. Торговцы не понимают, что именно под этим подразумевается и почему формулировки не совпадают с продуктами, которые реально продаются в рознице.

Что произойдет, если список увеличат

По оценкам представителей малого бизнеса:

  • разрастется объем отчетности и число проверок,
  • увеличится риск штрафов,
  • потребуется ежедневно контролировать закупочные цены и подтверждать наценку по десяткам позиций,
  • поставщики могут отказаться работать с мелкой розницей из-за отсутствия экономического интереса.

Это, по словам предпринимателей, неминуемо приведет либо к сокращению ассортимента, либо к уходу магазинов у дома в минус, либо к росту цен на несоциальные товары – что ускорит инфляцию в других категориях.

Что говорит государство

В профильном департаменте напоминают: ограничения касаются только социально значимых продуктов, а по остальному ассортименту магазины вправе устанавливать любую маржу.

Однако в рознице с этим не согласны – «свободных» товаров остается недостаточно, чтобы компенсировать обязательное снижение прибыли по расширенному списку.

Предприниматели считают оптимальным нынешний список из 19 наименований. Если же его все-таки расширят, представители малого бизнеса требуют предоставить им меры поддержки – такие же, какие получают производители и сети.

Проект приказа, к слову, будет обсуждаться до 19 декабря. Уже сейчас документ собрал десятки комментариев – большинство из них резко негативные.

Ваша реакция

👍 1
😆 0
👎 0
🤯 1
😢 1
😡 1

Новости партнеров

×
$ 514.74  599.36  6.71