От Караганды до Астрахани – где в Казахстане введут плату за проезд
С 2026 года в Казахстане появятся еще шесть платных участков автодорог. Какие трассы попадут под оплату, сколько будет стоить проезд и кто сможет ездить бесплатно?
В 2026 году казахстанским автомобилистам придется привыкать к новой реальности на трассах. В стране появятся еще шесть платных участков автомобильных дорог. В министерстве транспорта подтверждают: речь идет не о повышении тарифов, а о расширении самой сети платных направлений, передает Finratings.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
По официальной позиции ведомства, решение связано с необходимостью снизить нагрузку на государственный бюджет.
“Трассы, на которых завершены реконструкция и капитальный ремонт, должны переходить на модель самоокупаемости, где содержание и обслуживание финансируются за счет платы за проезд”, – пояснили в Минтранспорта.
Какие трассы попадут под оплату
Со следующего года платными станут сразу несколько ключевых направлений, связывающих регионы страны:
- Караганда – Балхаш, протяженность 363 км
- Бурылбайтал – Курты, 228 км
- Актобе – Кандыагаш, 96 км
- Талдыкорган – Усть-Каменогорск, 768 км
- Атырау – Астрахань, 277 км
- Мерке – Шу, 78 км
Эти дороги активно используются как для междугородних поездок, так и для грузоперевозок, поэтому изменения в первую очередь затронут коммерческий транспорт.
Как формируется цена за проезд
Размер платы зависит от двух факторов – класса дороги и типа транспортного средства.
Дороги первой категории – это современные магистрали и скоростные трассы с четырьмя и более полосами и высокой пропускной способностью.
Дороги второй категории – качественные региональные направления с меньшей интенсивностью движения, чаще всего двухполосные.
Тарифы на трассах первой категории
Для таких дорог предусмотрены следующие ставки при предоплате и постоплате:
- легковые автомобили – 2 и 2,5 тенге за километр;
- автобусы до 16 мест и грузовики до 2,5 тонны – 8 и 9 тенге за километр;
- автобусы до 32 мест и грузовики до 5,5 тонны – 15 и 17 тенге за километр;
- автобусы свыше 32 мест и грузовики до 10 тонн – 22 и 26 тенге за километр;
- грузовые автомобили до 15 тонн – 30 и 35 тенге за километр;
- грузовые авто свыше 15 тонн – 37 и 44 тенге за километр.
Сколько будут платить на дорогах второй категории
Здесь условия мягче. Для легковых автомобилей плата не взимается вовсе. Остальные категории транспорта платят по сниженным ставкам:
– автобусы до 16 мест и грузовые авто до 2,5 тонны – 6 и 7 тенге за километр;
– автобусы до 32 мест и грузовые авто до 5,5 тонны – 13 и 15 тенге за километр;
– автобусы свыше 32 мест и грузовые авто до 10 тонн – 19 и 22 тенге за километр;
– грузовые авто до 15 тонн – 25 и 30 тенге за километр;
– грузовые авто свыше 15 тонн – 31 и 37 тенге за километр.
Кто освобожден от платы
Закон сохраняет перечень льготников. Бесплатный проезд по платным трассам предусмотрен для:
- машин экстренных и специальных служб при выполнении служебных задач;
- автобусов, работающих на регулярных пассажирских маршрутах;
- легковых автомобилей местных жителей и организаций внутри своего района;
- легковых авто ветеранов Великой Отечественной войны.
Для большинства частных водителей изменения будут почти незаметны, особенно на дорогах второй категории. Основные расходы по-прежнему ложатся на грузовой транспорт и бизнес, использующий трассы для перевозок. Власти подчеркивают, что введение платы рассматривается как способ сохранить качество дорог, а не как дополнительный источник давления на автомобилистов.