Снизить налог на автомобили предлагают в Казахстане

В Казахстане налог на машины могут уменьшить, но есть нюансы.
В Казахстане обсуждают изменения в налоге на транспорт, которые могут облегчить бремя владельцев старых автомобилей, но новшество одновременно вызывает тревогу у экологов, передает Finratings.kz со ссылкой на LS.
Согласно проекту нового Налогового кодекса, поступившему в мажилис, предлагается ввести понижающие коэффициенты для легковых машин в зависимости от их возраста.
«Если инициативу поддержат, налог для автомобилей от 10 до 20 лет может снизиться на 30%, а для машин старше 20 лет – на половину. Таким образом, владельцы возрастного транспорта смогут платить значительно меньше, чем сейчас, даже при одинаковом объеме двигателя», – отмечает источник.
Однако в Минэкологии и природных ресурсов считают, что такие послабления приведут к росту количества устаревших авто, которые выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ. В ведомстве отмечают, что предложенные изменения не стимулируют людей покупать более экологичные машины и могут ухудшить ситуацию с качеством воздуха в городах.
В Миннацэкономики, напротив, уверены, что снижение налога не приведет к массовому устареванию автопарка. Там отмечают, что казахстанцы давно требуют справедливого пересмотра налогообложения, поскольку не все могут позволить себе новые автомобили.
При том, что другие обязательные платежи при ввозе автомобилей в страну останутся неизменными. В их числе – таможенные пошлины, НДС, акцизы, утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию. Их размер, как и прежде, будет зависеть от года выпуска и технического состояния авто.
«Сохраняется действующий порядок расчета налога по объему двигателя. Чем больше мощность автомобиля, тем выше налоговая ставка. Например, для машин с двигателем до 3 000 куб. см налог в 2025 году составит от 3 932 до 35 400 тенге. Если объем двигателя от 3 000 до 4 000 куб. см – 59 000 тенге, а для авто с мощностью свыше 4 000 куб. см – 460 000 тенге», – пишет издание.
Добавим, что снижение налога на возрастные автомобили может заметно оживить рынок подержанных машин в Казахстане. Если новый налоговый кодекс утвердят, автовладельцы получат стимул дольше эксплуатировать старые авто, а покупка подержанных машин станет выгоднее.
Удар по дилерам и импорт старья
Официальные дилеры новых автомобилей, скорее всего, будут не в восторге. Снижение налоговой нагрузки на возрастные машины может повлиять на спрос на новые авто – особенно если учесть, что цены на них постоянно растут. Многие покупатели предпочтут подержанные машины, которые теперь обходятся дешевле не только в покупке, но и в содержании.
Кроме того, может увеличиться поток ввоза старых автомобилей из-за рубежа. Казахстанцы уже активно привозят машины из Кыргызстана, Армении, России и даже Южной Кореи. Если налогообложение станет еще более мягким, рынок может заполонить еще больше возрастных авто, что вызовет критику со стороны экологов и представителей авторынка.
В итоге Казахстану придется искать баланс между выгодой для автолюбителей и стремлением к экологичному и безопасному транспорту. Возможно, параллельно со снижением налога на старые авто государство предложит дополнительные стимулы для покупки новых машин, включая электромобили.
Как за границей?
Вопрос налогообложения автомобилей по возрасту и экологии решается в разных странах по-разному. Казахстан пока только обсуждает снижение налога на старые авто, но что, если взглянуть на международный опыт? Какие модели налогообложения применяют в России, Европе и США?
В России налог на транспорт зависит от мощности двигателя, а не от возраста авто. Однако есть важная деталь – автомобили старше 15 лет, как правило, теряют в мощности из-за износа, что может снизить сумму налога.
Кроме того, существует так называемый "налог на роскошь" для машин стоимостью выше 10 млн рублей (около 50 млн тенге). Для дорогих авто применяется повышенный коэффициент, который делает их содержание менее выгодным. Казахстан пока не рассматривает такую систему, но, возможно, мог бы использовать ее для регулирования рынка премиальных автомобилей.
Также в России активно продвигаются программы утилизации и трейд-ин, когда старую машину можно сдать в счет скидки на новую. Это стимулирует обновление автопарка и уменьшает выбросы.
Во многих странах ЕС налоги на автомобили зависят от их выбросов СО₂. Например:
- Германия: налог рассчитывается по объему двигателя и уровню выбросов СО₂. Чем "грязнее" машина, тем больше налог. Для электромобилей и гибридов предусмотрены налоговые льготы.
- Франция: действует так называемый "экологический бонус-малус". Владельцы машин с высокими выбросами платят дополнительные сборы, а покупатели электромобилей и гибридов получают компенсации.
- Нидерланды: при покупке авто с высокими выбросами сразу взимается крупный налог, что делает новые дизельные и бензиновые автомобили менее привлекательными.
В США нет единого транспортного налога – налогообложение регулируется на уровне штатов. Однако есть несколько интересных подходов:
- В некоторых штатах, например в Орегоне, тестируют налог на пробег, когда владельцы платят не фиксированную сумму, а налог за каждую пройденную милю (километр). Это стимулирует людей меньше ездить на машинах с высоким расходом топлива.
- В Калифорнии активно работает система утилизационных программ – владельцам старых машин предлагают денежные компенсации за утилизацию, что стимулирует обновление автопарка.
- В некоторых штатах электромобили освобождаются от налогов, а владельцы могут получать федеральные и местные субсидии при их покупке.