Казахстанцы стали экономить на одежде и обуви - почему?

Несмотря на рост потребительского оптимизма, казахстанцы продолжают сокращать расходы и охотиться за скидками, предпочитая бюджетные бренды и онлайн-шопинг.
Потребительский оптимизм растет, а расходы — наоборот
Казахстанцы остаются осторожными в расходах, несмотря на небольшое улучшение потребительских настроений. Как рассказала директор NielsenIQ по работе с розничными сетями Лейла Мусатаева на международном конвенте «Мир торговли», индекс потребительского оптимизма в первом квартале 2025 года вырос на 1 пункт — до 109. Однако 62% населения по-прежнему считают, что страна находится в кризисе. Лишь 11% ожидают улучшения экономики в ближайший год, почти половина (49%) настроена негативно.
Основные причины для беспокойства казахстанцев — рост цен на продукты, дорогие коммунальные услуги, высокие долги и проблемы со здоровьем.
Что экономят казахстанцы в первую очередь?
«Сейчас потребители тщательно контролируют каждую копейку. Уже 72% казахстанцев сознательно сокращают ежедневные расходы», — подчеркнула Мусатаева.
Главные направления экономии:
- новая одежда и обувь;
- посещение ресторанов и кафе;
- потребление электроэнергии и газа.
Более того, около 80% жителей страны активно охотятся за скидками и акциями, а каждый третий готов поменять привычный магазин ради более низкой цены.
В результате доля продаж по акциям в Казахстане выросла до 48%, став одной из самых высоких в мире.
Рост популярности бюджетных брендов и онлайн-шопинга
Казахстанцы активно переходят на более доступные марки и товары под собственными торговыми марками (СТМ). В Алматы и Астане продукцию под брендами торговых сетей покупают около 69% и 67% потребителей соответственно. Особенно востребованы бытовая химия, детские товары и бумажная продукция под СТМ. Число покупателей, сменивших премиальные бренды на бюджетные, выросло за год на 34%.
Также набирают обороты покупки онлайн: электронная коммерция за год увеличилась на 8%. В то же время, традиционные магазины остаются самым популярным форматом: жители Алматы и Астаны посещают их до 15 раз в месяц.
Источник: LS