Почему бетон «стреляет» на жаре и чем это грозит дорогам

В Казахстане снова зафиксировано коробление бетонных трасс. Но это не признак брака, а известный всему миру эффект жары на цементобетон, передает Finratings.kz со ссылкой на КазАвтоЖол
Что такое «выстрел» бетонной плиты и почему он происходит
Жители Павлодарской и Туркестанской областей заметили резкие деформации на трассах республиканского значения, например, отдельные бетонные плиты буквально «встретились» посередине дороги. Причина не в халатности подрядчиков, а в особенностях поведения бетона при экстремальных температурах.
Когда температура воздуха превышает +35 °C, цементобетонные плиты начинают активно расширяться. Если температурные швы между ними заложены с недостаточным запасом или износились с течением времени, внутри плит накапливается напряжение. В итоге, одна из плит резко поднимается вверх или смещается вбок. Это и называется «выстрел» бетона, эффект может быть не только громким, но и опасным для автомобилей.
Это происходит не только у нас
Подобные инциденты далеко не казахстанская особенность. Они ежегодно фиксируются в странах с качественной дорожной инфраструктурой:
-
В США. Миннесота, Висконсин, Иллинойс каждое лето дорожные службы устраняют десятки таких инцидентов. Например, летом 2022 года бетон «выстрелил» на I-94, из-за чего движение перекрыли.
-
В 2019 в Германии при температуре +38 °C на автобане A93 выгнуло плиту, что привело к аварии.
-
В Польше на трассе S3 в 2023 году произошёл схожий случай, вызванный как жарой, так и устаревшими материалами.
-
В России в Краснодаре и Ростовской области дороги регулярно испытывают нагрузки из-за жары, и случаи вспучивания бетона там не редкость.
Это показывает, что поведение бетонных трасс в условиях жары общеизвестный и изученный физический процесс, а не уникальный просчёт проектировщиков.
Как реагируют дорожные службы и что делают для профилактики
По данным «ҚазАвтоЖол» в Казахстане такие инциденты незамедлительно берутся на контроль.
“Специалисты оперативно выезжают на место, проводят работы по устранению деформации, расширяют температурные швы, восстанавливают геометрию покрытия. Также внедряются технологии для предотвращения подобных явлений в будущем - усиленные деформационные швы, температурные компенсаторы, современные составы бетона, которые устойчивее к термическому воздействию.” – написали «ҚазАвтоЖол»
Инженеры также анализируют каждый случай и корректируют подходы в новых проектах. Ведь бетонные трассы, несмотря на свою прочность и долговечность, требуют особых стандартов при эксплуатации в жарком и переменчивом климате.