Новый перевозчик нацкомпании нацелен на международный транзит и мультимодальную логистику.
В Казахстане готовятся запустить нового игрока на рынке грузовых авиаперевозок. Созданная при «Қазақстан темір жолы» авиакомпания KTZ Air Cargo начнет выполнять собственные рейсы в середине 2026 года. Об этом сообщили в КТЖ, комментируя ход реализации проекта, передает Finratings.kz со ссылкой на Forbes.kz
Новая авиакомпания была зарегистрирована осенью 2025 года. Ее единственным акционером стала логистическая «дочка» КТЖ – KTZ Express, которая полностью оплатила уставный капитал перевозчика в размере 196,6 млн тенге. Выпуск акций зарегистрирован в Центральном депозитарии ценных бумаг в ноябре.
На первом этапе KTZ Air Cargo планирует начать работу с трех грузовых самолетов, взятых в операционный (сухой) лизинг. В КТЖ уточняют, что рассматриваются широкофюзеляжные среднемагистральные суда Boeing 767 или Airbus A330.
“Расширение парка будет зависеть от достижения ключевых операционных и финансовых показателей. В перспективе компания допускает размещение заказов на производство новых самолетов для масштабирования бизнеса”, – сообщили в нацкомпании.
Сейчас KTZ Air Cargo формирует штат, готовит документацию и завершает организационный этап.
“Получение сертификата эксплуатанта запланировано на первую половину 2026 года. После этого авиакомпания начнет выполнять рейсы уже под собственным сертификатом – ориентировочно в середине 2026-го”, – говорится в информации.
До завершения сертификации перевозки планируется осуществлять по договорам фрахтования воздушных судов.
В Авиационной администрации Казахстана подтверждают, что процесс создания авиаперевозчика обсуждался на межведомственном уровне, однако официальная заявка на сертификацию пока не подана. По закону, процедура занимает 64 рабочих дня с момента подачи полного пакета документов.
Основной фокус KTZ Air Cargo – транзитные грузовые перевозки между Китаем, странами Юго-Восточной Азии и Европой через территорию Казахстана. Кроме регулярных маршрутов компания планирует выполнять чартерные рейсы по запросу грузовладельцев.
Отдельный акцент будет сделан на мультимодальные логистические цепочки, где авиация станет частью единого решения вместе с железнодорожными, автомобильными и морскими перевозками КТЖ.
В компании рассчитывают использовать международную сеть представительств КТЖ для привлечения клиентов и формирования грузовой базы.
Источники финансирования проекта пока находятся в стадии проработки. Рассматриваются варианты привлечения заемных средств и дополнительного акционерного капитала.
Согласно бизнес-плану, устойчивую чистую прибыль KTZ Air Cargo планирует начать получать в 2027 году.
Сегодня основной объем авиагрузов в Казахстане перевозят пассажирские авиакомпании, прежде всего Air Astana. Также в стране зарегистрированы два специализированных грузовых перевозчика – Alpha Sky Airlines и Altair Airlines, однако их масштабы существенно уступают планам KTZ Air Cargo.
В КТЖ подчеркивают, что статус национального авиаперевозчика для новой компании не является ключевым фактором. Решения о дальнейшем развитии будут приниматься исходя из коммерческой эффективности и рыночного спроса.
Напомним, о запуске национального грузового авиаперевозчика стало известно 23 июля 2025 года.